Виды одарённости

Страница 4

Этот наиболее «поздний» (в плане признания его специалистами) вид одарённости уже привлёк внимание практиков, которые разработали ряд эффективных тренингов для его развития. В 70-е годы в научной школе Л.И. Уманского был накоплен ценный опыт развития организаторских способностей, который может послужить основой для соответствующих учебных курсов.

Богатый материал, тесно связанный с проблематикой социальной одаренности, накоплен в русле исследований педагогических способностей и труда учителя. Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одарённость», которая столь редко признается школой, что она рассматривается как одарённость вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одарённости Р. Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. /15, с.315/

Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии проблема практического мышления, практического интеллекта была поставлена еще в работах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. В работе «Ум полководца» Б.М. Теплов выделил свойства практического мышления, особенности условий практической деятельности, представляющей жесткие требования к выдающимся личностям.

Выделение многих видов одарённости служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. /17, с.40/

Разумеется, различия между видами одарённости не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.

Определённые таким образом виды одарённости могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Так, общая интеллектуальная одарённость, как правило, входит составной частью и в лидерские способности и в творческие.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Психологические особенности деятельности и личности тренера.
Управление деятельностью и поведением спортсменов на уровне формальной структуры осуществляет тренер. Он является тем человеком, в руках которого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера как офици ...

Определение памяти.
Прежде всего, следует отметить, что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ. У организмов, стоящих на ступенях эволюционной лестницы ранее человека, есть только два вида памяти: генетическая и механическая . Генетическая ...

Основные формы психосоматических заболеваний
Кардиологи отмечают, что стенокардии или инфаркту миокарда в 80% случаев предшествуют нервно-психические перегрузки. Иногда незначительные эмоциональные переживания могут вызвать тяжелые клинические проявления вплоть до летального исхода. ...