Особенности личностного развития подростка

Страница 3

В целом, для подросткового периода онтогенеза характерна ориентация на взрослое общество, его отношения, стремление освоить эти отношения. Однако в целом психолого-педагогические воздействия не могут быть реализованы лишь на уровне забот, мероприятий, требуя от взрослых личностной рефлексии, развернутого отношения к своему прошлому, понимания психологии подростка, ориентации на его проблемы.

Парадокс состоит в том, что подросток противостоит тому, что осваивает, к чему стремиться. А взрослые, тем более, когда речь идет о родителях, готовые все дать детям, занимают, тем не менее, оборонительную позицию. Сегодня это особенно зримо проявляется в связи с обострением одной из самых сложных проблем - сохранения соответствующего уровня социальной активности, свойственного подростку и ее реализации при сочетании в каждом 10-15 летнем ребенке качеств социально ориентированного человека и творческой индивидуальности

По мере становления личности, подросток перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект.

Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, жизнь или деятельность не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Психологами доказана зависимость развития психики от ведущей деятельности.

Ведущей деятельностью подростка является учебная. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, важнейшим из которых является практическая, трудовая деятельность. Многие психологи отмечают, что младшие подростки (13-14 лет) не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их активность. Отсюда частая смена профессиональных намерений, решающее влияние внешнего образца. Именно в это время происходит дифференциация интересов, закладываются и развиваются ценностные ориентации, возникают ведущие потребности, формируются нравственные представления и социальные установки. Старшие подростки уже реально вступают в расширяющиеся общественные отношения, пытаются найти свое место в обществе, решают вопрос о профессиональном самоопределении.

В последнее время особую озабоченность теоретиков и практиков в области педагогики, психологии, социальной работы и других наук, а также общественности, вызывают негативные последствия перехода государства к рыночным отношениям, которые более других повлияли на данную категорию населения.

Во-первых, это особенности ценностно-мотивационных оснований деятельности школьников в подготовке к выбору профессии в современных условиях, основанных на прагматично-потребительском отношении.

Во-вторых, в последние годы отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-х, т.е. у 2/3 выпускников школы медиками отмечается наличие умеренной или значительной патологии, которая имеет тенденцию к усилению в более старших возрастных периодах [21].

В-третьих, в последние годы отмечается тенденция к усилению негативного воздействия асоциальных элементов макросреды и деформаций структуры и функций микросреды (семьи), что способствует увеличению случаев девиантного поведения у детей и молодежи. В мировой литературе и практике отмечается рост числа школьников « группы риска» (до 50% в зависимости от их классификации и диагностики), которые составляют подавляющее большинство (до 70% и выше) в отдельных школах. В ближайшее время прогнозируется рост не только девиантного, но и делинквентного поведения среди молодой части общества.

Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться, но не эгоистически только для себя, а через социально - значимые дела.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Розен – терапия
Принцип Розен-метода заключается в телесном и вербальном контакте. Лечащий касается руками больного, определяет самые напряжённые места, «работает» с ними. Прикосновение к человеку расслабляет его мышцы и нервы. Во время сеанса следует де ...

Функции воображения, его развитие
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работат ...

Эмоции и движение.
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", " ...