Особенности личностного развития подростка

Страница 4

Самореализацию можно назвать универсальной потребностью по отношению к ведущим потребностям самосознания в силу того, что самореализация может происходить через удовлетворение как всей совокупности потребностей, так и по отдельности или в сочетании друг с другом в зависимости от обстоятельств. Личностное и жизненное самоопределение осуществляется в едином контексте с самоопределением личности в труде и профессии.

По данным психологов, социологов, педагогов, установлено, что выбор профессии представляет для подростков сложный процесс, в котором существенное значение имеет уровень социальной зрелости личности. Подросток выбирает профессиональный путь в то время, когда личность его еще формируется, и он недостаточно подготовлен для принятия такого ответственного решения. Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовиться к профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока еще многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых государству, испытывают серьезные затруднения в начале трудовой деятельности.

Несмотря на то, что подросток еще не до конца осознает свою социальную значимость, свои возможности способности к профессиональной самореализации, общество его ставит перед фактом обязательного выбора профессии.

Личность - не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что с ним происходит, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности.

У психологов и педагогов есть основание утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой проявления всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Вместе с тем, учеными отмечается недостаточный уровень знаний педагогов и специалистов образовательных учреждений психологических особенностей и проблем современных старших школьников вообще и в отдельных группах, в частности. В свою очередь, это ограничивает возможности оказания старшеклассникам превентивной и оперативной помощи в решении их проблем, в том числе в осознанном выборе профессии, жизненных целей, а также в решении задачи сохранения человеческих ресурсов государства, общества [2,12,13, 20,21,31].

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Отклонения в психическом развитии подростка
Если у ребенка в семье плохие отношения, то именно это является одним из факторов, значительно увеличивающих сложности переходного возраста, тогда как в гармоничных семьях возрастные трудности значительно сглаживаются и не приводят к деза ...

Межгрупповые конфликты внутри организации
Слово "конфликт" латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, разв ...

Определение памяти.
Прежде всего, следует отметить, что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ. У организмов, стоящих на ступенях эволюционной лестницы ранее человека, есть только два вида памяти: генетическая и механическая . Генетическая ...