Содержание деятельности - это прежде всего образы желаемого будущего, результаты (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности себя, своих личных качеств и своего мнения в системе деловых межличностных отношений.
В целом по итогам развития ребенка в школе, результатом педагогического руководства, его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) является личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним планов).
Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию, а не «меня заставили». Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового. Кроме того, особо выделяется «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой стороны - как неконкретные поиски смысла своего существования.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностной системы своих базовых отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, разработка профессиональных, жизненных планов и намерений, становления реалистического образа профессионала.
Самоопределение - это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Выбор по отношению к чему? По отношению к себе. Познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил - новая достойная гуманизма задача образования - обучения и воспитания.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
С одной стороны, по уровню и характеру психического развития подростничества - это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных отношений. Несмотря на то, что подросток еще не включается в активную производственную деятельность, он реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться.
Нетрудно увидеть, что процесс самоопределения подростка (в самом широком его понимании - как процесс полоролевого самоопределения, профессионального выбора, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения) выступает как одна из ведущих возрастных задач отрочества и определяется той ситуацией множественных выборов в которой оказывается подросток.
С.Н. Чистякова в своих исследованиях говорит о том, что важнейшим компонентом самоопределения является способность к самопознанию - интерес к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности [31].
Естественно, что самоопределение личности не самоцель. Оно только тогда результативно, когда рассматривается в едином контексте с ее социализацией. И только в этом контексте оно приобретает свою осмысленность и ценность. Самоопределение - не застывшая категория, это перманентный процесс переосмысления человеком мира и собственной жизни.
Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление (Н.С. Пряжников), которые нередко раскрываются «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Ясперс) (см. В. Франкл, 1990, с.58-59).
В общем виде различные подходы к понятию «личностное самоопределение» можно объединить в две группы: социологические и психологические.
Социологические подходы рассматривают самоопределение как результат вхождения в различные социальные структуры. Представителей психологического подхода больше интересуют психологические механизмы, которые обеспечивают это вхождение. В дальнейшем мы будем опираться на определение, данное Л.И. Божович, которая понимает самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего [4].
Другое по теме:
Эмоциональный стресс
Наряду с понятием стресс в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе (ЭС) как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стимулов, который также характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормона ...
Причины умственной отсталости.
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проце ...
Психология судебных прений и судебной речи
Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ...