Система сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Материалы » Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников » Система сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 3

С позиций нашего исследования важно было уточнить, кто же такие старшеклассники, каковы особенности их профессионального самоопределения?

Для обоснования феномена «старшеклассник» мы опирались на общенаучные и частнонаучные теории и концепции, касающиеся проблем сущности и природы человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Э. Берне, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.); социально-психологических аспектов развития личности, проявления ее в различных видах деятельности (A. A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A. B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); развития и становления молодого человека на этапе выбора профессии (И.В. Дубровина, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, и др.), в том числе «группы риска» (Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, З.Н. Малькова, Л.Я. Олиференко, А.И. Прихожан, Р.В. Овчарова, П.А. Шилова, Т.И. Шульга и др.), и др.

В целом все авторы, независимо от различных методологических подходов, отмечают общее для рассматриваемой категории школьников: неразвитая способность соотносить свое настоящее, прошлое, будущее со своими целями, ценностными ориентациями и возможностями, а также несформированность у них адекватного образа «Я», неготовность к профессиональному самоопределению.

В юношеском возрасте очень важную роль играет выбор будущей профессии. Видение себя как будущего профессионала является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видения себя в обществе. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее, делает это будущее определенным, тогда как отсутствие выбора - неопределенным. И наконец, существенным является то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность - средство, позволяющее развить свои способности, реализовать себя, принести пользу людям и позволяющее удовлетворить иные потребности.

Известно, что протяженность временной перспективы существенным образом характеризует особенности личностного развития. Так у подростков с отклоняющимся поведением и у деликвентных подростков временная перспектива короче, чем у нормально развивающихся подростков. В случае наличия жизненного плана, представляющего собой последовательный ряд целей, важно, имеется ли у человека представление о том, как он будет достигать эти цели, т.е. представление о средствах необходимых для достижения целей. Таким образом, важной характеристикой временного будущего является его организованность.

Аспекты жизненного и профессионального самоопределения личности нашли отражения в работах таких педагогов, психологов как:

К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышева, Н.Э. Касаткина, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина, БД. Симоненко, Н.Н. Чистякова и другие. В своих исследованиях они обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна.

Теоретико-методологическая база исследований опиралась на положения и принципы отечественной психологии: системный и личностно-деятельный подходы, принципы детерминизма и развития, положения о личности как активном субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.).

Частной методологией стали концепции профессионального становления личности(Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, AM. Отоляренко).

Исследование базировалось также на научных трудах по теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, B. C. Мухина, Д.И. Фельдштейн); по проблеме профессионального и личностного самоопределения (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Пряжникова, Н.В. Самоукина, С.Н. Чистякова).

Влияние социальной среды на развитие личности ребенка раскрыто в трудах А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского.

Формирование профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения, действия которого связаны с выявлением значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, реализующихся одновременно с практическим освоением социального опыта. При этом полагаем, что формирование жизненного и профессионального самоопределения, должно осуществляться целенаправленно в индивидуальной и совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, педагогов, психологов и детей на основе субъект-субъективных отношений с учетом возможности их самореализации [10,12,22,26,27].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Выводы.
На основании изучения темы «психология характера» можно сделать следующие выводы. В целом данная тема раскрыта в юридической литературе достаточно полно и содержательно. Все авторы, научные труды которых я использовала при подготовке дан ...

Мотивационно-потребностная сфера личности
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситу ...

Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится в ...