Своеобразное отношение к движениям демонстрирует психоанализ. Основателем психоанализа 3.Фрейдом было осуществлено описание механизмов мотивации поведения человека. Психоаналитиками впервые показаны пути реабилитации любых негативных состояний человека путем восстановления случавшихся ранее ситуаций. Воспроизведение сходных ситуаций обозначено ими как анализ настоящего через глубинное прошлое человека. Эго прошлое существует, по их мнению, в бессознательном. Иерархическое построение глубинных состояний человека предложено ими в модели ЭГО. Эти исследования породили множество различных направлений в психологии. Они принадлежат психологам, последователям З.Фрейда — К.Юнгу, А.Адлеру, Э.Фромму, К.Хорни, А.Фрейд, Э.Эриксону и др. Так, на основе психоанализа была разработана методика релаксации (Шульц В., 1929), успешно применяемая в практике спорта.
Фундаментальное исследование движений начинается с работ Н.А.Бернштейна, П.Я.Гальперина, К.Д.Гордеевой, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, В.А.Петровского, С.Д.Смирнова, А.А.Ухтомского.
А.А.Ухтомский, исследуя физиологические свойства мышечного сокращения, выделил «живой активный хронотип», индивидуально характерный для каждого человека. В этом понятии А.А.Ухтомский характеризует человеческие свойства движений со стороны задействованного в движение времени и пространства индивидуального характера. Кроме того, Ухтомский А.А. отметил образование нервно-мышечного субстрата как состояния мышечной ткани, характерной для данного движения («нервно-мышечные констелляции»). Эти констелляции создаются неоднократным повторением одного и того же движения, они становятся дополнительной опорой в необходимом ограничении избыточных инерциальных проявлений движения. А.А.Ухтомский показал, что образование констелляций позволяет работающей мышце приобрести дополнительную экономичность ее работы в данном движении. Вот почему выученное новичком движение сразу не позволяет реализовать его возможности: констелляции должны «созреть».
Н.А.Бернштейн показал сложность человеческих действий и назвал их «живым! движениями». «Живое» наполнение человеческих движений Н.А.Бернштейн видел в том, что, кроме внешних воздействий на тело человека, человеку приходится учитывать и внутренние колебания конструкции тела. Еще более усложняется картина «живого движения» по Н.А.Бернштейну, когда человек выделяет цели и мотивы собственных движений в виде «образа потребного будущего», становящегося матрицей управления движениями. «В овладении движением Н.А.Бернштейн выделил три стадии: 1) стадия «излишнего закрепощения» движений, когда производится иммобилизация избыточных степеней свободы системы, 2) стадия уточнения степени участия в движении отдельных мышечных групп и 3) стадия точного использования всех сопутствующих движению сил инерции, тяжести, реактивных сил и энергозатрат». На примере биодинамики ходьбы и бега Н.А.Бернштейн показал, что «текущая коррекция» движений, как «живого» движения, представляет собой «повторение без повторения» и этим обеспечивает надежность воспроизведения движений человека и ее вариативность.
В исследованиях движений Н.А.Бернштейн доказал, что уровни управления физиологическими структурами движений выступают уровнями построения движения. В своей классификации структур построения движений Н.А.Бернштейн разделил их на:
1) познотонические (уровень «А»),
2) автоматизированные (уровень «В»),
3) сложные движения (уровень «С»),
4) «предметные действия» — действия с вещами (уровни «Д» и «Е»).
Другое по теме:
Проблемы развития высших психических функций человека в процессе воспитания
и обучения
Одна из наиболее актуальных проблем современного образования и воспитания связана с вопросом развития всех психических процессов личности в онтогенезе. Выделяют три сферы психики, развитие и функционирование которых обеспечивает индивиду ...
Архетипы
На уровне архетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяния католических священников, как посредников между небом и землей.
Посредником между небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традиц ...
Уровни способностей
Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность. ...