Авторами отмечается связь между действием и движением и в то же время приводится различие, когда действие может быть без движения (например, умственное действие) или когда движение может быть без действия (например, при отсутствии целенаправленности движения). Со ссылкой на А.Н.Леонтьева «действие всегда предполагает известное целесообразное преобразование (реальное или мысленное) внешней предметной ситуации», процесс построения образа предполагает, по мнению А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, наличие моторного алфавита, который они назвали алфавитом викарных перцептивных действий.
А.В.Запорожец и В.П. Зинченко строят генезис восприятия путем выделения следующих операций: 1) обнаружения объекта. 2) выделения информативного содержания решения задачи. 3) ознакомления с выделенным перцептивным содержанием. На основе построенного образа объекта авторы предлагают осуществление опознавательного (репродуктивного) действия, система ориентиров которого отличается от ориентиров образа объекта. Это сказывается на развертывании перцептивного действия, умении его двигательных компонентов, на выделении его адекватного предметного «держания. Опознавательное же действие в своем развитии свертывается и быстрее превращается в операцию. Авторы различают сукцессивные (последовательные) и симультанные (параллельные как одновременные) опознавательные действия.
Другое по теме:
История развития высших психических функций
Если мы обратимся к средствам социальной связи, мы узнаем, что и отношения между людьми бывают двоякого рода. Возможны неопосредованные и опосредованные отношения между людьми. Неопосредованные основаны на инстинктивных формах выразительн ...
Предлагаемое решение проблемы. Трудности проблемы
Итак, подытожим трудности, на которые наталкиваются два основных решения психофизической проблемы. Теория взаимодействия оказывается не состоятельной, во-первых, по «энергетическим» соображениям: если психический процесс понимается как не ...
Проблема использования национальных традиций в воспитании детей
Человек становится личностью лишь в том случае, когда он руководствуется высшими ценностями. Они зафиксированы и выражены в устном народном творчестве (фольклоре) в виде пословиц и поговорок, притч и сказок, песен, мифов и преданий, и нет ...