В своей докторской диссертации А.Леонтьев рассматривает генез деятельности, как животных, так и человека. Им последовательно представлено доказательство развития психики допсихической жизни, развитие сенсорной и перцептивной психики животных в соответствии с развитием их деятельности и восприятия. Эти данные имеют прямое отношение к анализу психического развития ребенка. Ребенок в младенчестве своей активностью и уровнем восприятия напоминает сенсорный уровень развития психики животных, а в раннем детстве его перцептивное поле сознания по структуре сходно с перцептивной психикой животных. В своей работе А.Н.Леонтъев выделяет развитие структурных компонентов деятельности человека, начиная с уровня перцептивной психики: деятельность, действие, операции, функциональный блок. Там же им дается психологическое определение комплексу движений, навыку, как автоматизированному образованию, исполняемому на более низком уровне в сравнении с уровнем своего происхождения.
«К психологическому анализу движений человека понятие «двигательная деятельность» впервые была применена А.В.Запорожцем. А.В.Запорожец выполняет анализ на макроструктурном уровне. Он показал, что двигательная деятельность ребенка имеет предмет, мотивацию и реализуется в определенных условиях. Двигательная деятельность осуществляется как процесс, имеющий операционально-техническое и мотивационно-потребностное содержание. Двигательная деятельность ребенка осуществляется действиями, которые выделяются для достижения определенных; целей. Отдельные движения двигательной деятельности ребенка, выполняемые на автоматическом уровне владения, становятся операциями. С помощью операций (движений) и действий ребенок реализует свои потребности. Понятие «движение» смыкается с понятием «операция», когда оно берется в своем машинообразном применении». Работы А.В.Запорожца являются продолжением исследований А.Н.Леонтъева и во многом имеют основополагающее значение для современных психологов.
Существенный вклад в понимание движений человека внесли Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко. Они дали описание предметного содержания «действия». Н.Д.Гордеева и В.П.Зинченко функциональность действия предлагают рассматривать, со ссылкой на Н.А.Бернштейна, как один из трех типов систем: жесткий, самонастраивающийся и саморегулирующийся. Продуктивность деятельности человека в этих системах меняется по содержанию и направленности: от жесткого исполнения заданной программы до гибкого использования средств осуществления деятельности в связи с меняющимися целями и условиями. Гордеева Н.Д. и Зинченко В.П. отмечают, что в развитии предметного действия последовательно выделяются моторный, когнитивный и оценочный компоненты действия. В этом процессе, как считают авторы, следует выделить предметную ситуацию и двигательную задачу, которые в модели выступают «образом ситуации» и «образом действия». Осуществление деятельности происходит по канве образа ситуации, в которой происходит построение программы действий. В самой же деятельности это происходит слитно. Разведение этих понятий может осуществляться только в процессе анализа деятельности и в обучении. В этом анализе впервые конкретно разводятся в деятельности два плана: план идеальный и план реальный, по канве которого строится первый. Выделение двух планов деятельности конструктивно, на наш взгляд, и в применении к анализу двигательной деятельности.
Основополагающей работой для выделения психологии двигательной деятельности является исследование М.М.Богена «Обучение двигательным действиям». В предисловии к этой работе Гальперин П.Я. отметил: «Для нового действия в целом нет ни готовых механизмов внутри организма, ни готовых раздражителей во внешней среде. Его исполнение может опираться только на ориентировку обучаемого в тех объективных отношениях задачи, которые ведут от заданных условий к заданной цели». П.Я.Гальперин показал, что движение, возможно, исследовать и со стороны изучения целеобразования, и со стороны задачи. Этот подход и был осуществлен М.М.Богеном. Он доказал в своих исследованиях, что «двигательное действие существует как способ решения двигательной задачи».
Другое по теме:
Способы психического воздействия на интересующее лицо в
оперативно-розыскной деятельности
Все способы психического воздействия в оперативно-розыскной деятельности на интересующее лицо можно разделить на три группы [7, c. 13]:
· приемы, содействующие распознанию ложности показаний;
· приемы преодоления лжи и получения правдив ...
Трансакционный анализ
Мы называем *трансакцией* единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это мы называем *трансакционным* *стимулом*. Человек, ...
Закономерности развития класса как психологической
общности
Процесс развития коллектива является важным объектом психолого-педагогических исследований. Большой вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни колле ...