Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека

Материалы » Психофизиология » Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека

Страница 3

Такой подход давал возможность Н.А.Бернштейну утверждать, что разные стороны, свойства движения контролируются разными нервными структурами, своим специфическим способом и одновременно. Целеполагание всех движений контролируется сверху вниз. Высшим отделам мозга принадлежит и предвосхи­щение (антиципация) реализуемого движения, им строится, как считал Н.А.Бернштейн, «образ потребного будущего». Среднему мозгу Бернштейн отво­дил роль регулятора степени напряжения мышц, поддерживающего задаваемый темп и ритм движений, программирования последовательности включения и выключения задействованных мышц. Низшие отделы мозга принимают участие в каждом движении, обеспечивая определенный режим деятельности задейство­ванием сосудистых, тонических, эндокринных и Других систем организма чело­века.

Последующие исследования движений человека реализованы в спортивной биомеханике: Д.Д.Донской, В.М.Зациорский, В.Б.Коренберг, В.Д.Мазннченко, А.Н.Мишин, В.Т.Назаров, В.Н.Тутевич и т.д. Все они опирались на результаты исследований Н.А.Бернштейна.

Наследие Н.А.Бернштейна разрабатывается и в трудах физиологов: А.С.Батуев, С.Г.Геллершгейн, В.С.Гурфинкель, Я.М.Коц, А.Н.Крестовников и др.

Заметное влияние на понимание проблем психологии движений оказали рабо­ты Б.Г.Ананьева. Он показал, что асимметрия восприятия левой и пра­вой половины тела человека несет определенные функции в анализе пространст­венных представлений действующего человека. Он доказал, что одна стороне тела «специализируется» в сенсорном направлении обеспечения движений, дру­гая — в реализации практических действий.

«В зарубежных исследованиях авторы описывают движение человека чисто прагматически. Чаще всего в анализе движений человека исследователи опира­ются на физиологическое знание рефлекторного акта или на его бихевиористическое понимание, где движения приравниваются к реакциям в системе «стимул — реакция». В этой диаде психологическое содержание несут стимулы, которые инициируют реакции. Анализ двигательной деятельности сводится к отысканий стимулов, которые реализуют соответствующие им реакции. Возникновение стимулов и содержание реакций обычно не рассматриваются, они как бы присутст­вуют изначально. Такой анализ не раскрывает содержания деятельности ни ее стороны стимула, ни со стороны реакции. В стимуле остается скрытым целеобразование и мотивация деятельности, а в реакциях за кадром у них остается про­странственно-временная и практическая сторона деятельности. Этих взглядов на движение придерживаются, в основном, американские психологи, которые опи­сывают эти проблемы в разрезе «моторного научения».

Анализ движений человека применяется в психологии труда (С.Г.Геллерштейн, Ф.Гильбрет. Е.В.Гурьянов, К.К.Платонов. Н.Н.Сачко, В.В.Суворова, Б.М.Теплов. В.В.Чебышева, Л.В.Шварц и др.). В этих работах движения челове­ка рассматриваются как состоящие из операций обслуживающего характера. Как конструктивная часть трудовой деятельности эти движения не описываются. В эргономике движения рассматриваются с точки зрения экономизации усилий работающего, в «правильное расположении сырья, рабочего инструмента, обо­рудования для исключения излишних движений. Исключением является работа Сачко Н.Н. по обучению учащихся пилению, где выделение ориентировоч­ной основы деятельности позволило обучаемым более точно и быстро освоить это движение.

Приоритеты развития понятия «деятельность» в психологии принадлежат оте­чественной психологии. Разрабатывая марксистскую философию, где понятие человеческой деятельности является ключевым, Л.С.Выготский показал возможности преодоления кризиса психологии начала века (как вариантов пси­хологии сознания без поведения или психологии поведения вне психики и т.д.) тем, что предложил в психологических исследованиях исходить из принципа развития и историзма и этим обратил внимание психологов на деятельность как движущую силу развития психического отражения. Его последователи А.Н. Леонтьев и С.Л.Рубинштейн претворили в жизнь так называемый деятельностный подход отечественной психологии. Они ввели в обиход психологии ка­тегорию деятельности в качестве объяснительного принципа, что позволило им вскрыть содержание различных областей психической реальности (познаватель­ных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности) и построить современные знания общей, социальной, детской, педагогической и других отраслей психоло­гии. Это способствовало изменению принципов анализа психики: принцип един­ства сознания и деятельности, принцип строения внешней и внутренней деятель­ности, принцип интериоризации — экстериоризации усвоения общественно-исторического опыта человеком и т.д. Категория деятельности была применена последователями деятельностного подхода в планомерном формировании умст­венных действий, в периодизации развития психики ребенка, в микроструктур-ном анализе познавательной и исполнительской деятельности, в описании опо-средования межличностных отношений человека в деятельности общения и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Индивидуальность и ее проявления
Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Ин ...

Мое мнение
В одной и той же среде разные люди ведут себя по-разному. Трудные ситуации не являются чем-то необычным в жизни и деятельности человека на разных стадиях его развития и не всегда имеют отрицательный характер. Часто они благоприятствуют ра ...

Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Опыты К. Лешли. Пионер в ...