Руководство психокоррекционной группой

Материалы » Работа психокоррекционной группы » Руководство психокоррекционной группой

Страница 1

Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивной и недирективной.

Основные задачи группового психолога:

1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, а так же разработку предложенных тем.

2. Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем, и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.

3.Разработка и поддерживание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Средства воздействия можно разделить на два вида: 1) вербальные; 2) невербальные.

К вербальным относится:

1. Структурирование хода занятий;

2. Сбор информации;

3. Интерпретация;

4. Убеждение и переубеждение;

5. Предоставление информации;

6. Постановка задачи.

К невербальным относится: минутка, пантомимика. Работа под наблюдением супервизора позволяет обратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблем психологом обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которые возникают в группе.

И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:

1. Технический эксперт;

2. Эталонный участник.

С. Кратохвип (1978) описывает 5 основных ролей группового руководителя:

1. Лидер;

2. Аналитик;

3. Комментатор;

4. Эксперт;

5. Аутентичная личность.

Четыре основных стиля руководства:

1. Эмоциональная стимуляция;

2. Опека;

3. Познавательная ориентация;

4. Исполнительная функция.

КО – тренеры: Часто групповой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли КО – тренера выступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в других случаях профессиональнгый уровень тренера и КО - тренера одинаков.

Типичные ошибки руководителя группы:

1. Опасная тенденция использование ведущим членов группы в собственных интересах.

2. Стремление достичь своих скрытых и невысказанных целей.

3. Ориентация лишь на одну стратегию или на одни метод: может послужить основанием для недоверия группы к ведущему.

4. Отягощаемость собственными большими переживаниями, на основе чего может возникнуть потребность центрировать группу на себя.

5. Непринятие личностного эмоционального участия в группе.

Для проведения СПТ была приглашена группа педагогов средней образовательной школы. Группа состояла из 15 человек. Женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим педагогическим образованием и стажем работы от 5 и более лет.

Цикл работы рассчитан на 30 часов. ПО 5 часов в деть с интервалом 2 дня.

Цели СПТ – повышение компетентности в сфере общения, конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, умение вести диалоговую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Основные задачи решаемые в ходе СПТ:

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека в процессе взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выраженных умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д. и т.е. обогащающие техники и тактики общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Проблема использования национальных традиций в воспитании детей
Человек становится личностью лишь в том случае, когда он руководствуется высшими ценностями. Они зафиксированы и выражены в устном народном творчестве (фольклоре) в виде пословиц и поговорок, притч и сказок, песен, мифов и преданий, и нет ...

Умственная деятельность и ее характеристика.
Понятие «интеллект» (от лат. Intellectus - разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из ...

Особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица
Одна из основных задач оперативного работника по изучению психологических аспектов личности интересующего лица - создание его информационной базы. Оперативный работник прежде всего определяет, кого и по каким вопросам следует опросить. С ...