Развитие индивидуальных способностей ребёнка

Материалы » Развитие индивидуальности ребёнка » Развитие индивидуальных способностей ребёнка

Страница 2

Воспитатель детского сада тоже видит ребенка во многих ситуациях, хотя их разнообразие меньше. Но воспитатель видит только настоящее. У него и у ребенка нет общего прошлого, нет биологической связи. Для него ребенок – один из многих. И образовательный процесс связывает его с ребенком на достаточно короткое время – всего на несколько лет. Педагогические неудачи и ошибки уйдут из его жизни вместе с ребенком в школу и семью. Но у воспитателя есть и свои преимущества: он имеет возможность оценить личность ребенка в сравнении с другими детьми, а значит, яснее увидеть его недостатки. В этом есть и негативная сторона: педагог постоянно сравнивает ребенка с другими детьми. Достоинства же ребенка обычно лучше видят родители, хотя бывает и наоборот. Это проблема не только воспитателя, но и учителя.

Учитель видит ребенка лишь в очень ограниченном круге ситуаций: в основном на уроке, во взаимодействии с одноклассниками и педагогами в рамках школьной среды. В отношениях учителя и ребенка есть еще одна особенность: учитель оценивает ребенка с помощью отметки. При этом обычно, особенно в начальной школе, он оценивает не только его знания, но и поведение. Да и знания он может оценить только по тому, насколько ребенок сумел их оречевить, то есть выразить в речевой устной или письменной форме.

Таким образом, родители знают прошлое и настоящее ребенка, мечтают о его будущем, а педагоги знают настоящее и представляют усредненную модель будущего.

Каковы же основные задачи родителей, воспитателя и учителя в образовательном процессе, которые в данный момент решают семья и образовательные учреждения?

Задачи родителей: понять своего ребенка, создать развивающую среду и развивать его тело и душу, дать принципиальные знания о мире и обществе, дать основные нравственные ориентиры, научить жить согласно законам нашего общества, научить любить и защитить от вредоносных факторов.

Основные задачи воспитателей ДОУ: создать развивающую среду и развивать восприятие, речь, мышление ребенка, получать знания о возрастных особенностях ребенка, его здоровье и использовать их для развития ребенка, дать ребенку знания о нормах поведения в детском саду, с детьми и взрослыми, научить взаимодействовать со сверстниками.

Основные задачи учителей: дать знания, умения, навыки по предметам, развивать его мышление, внимание, память, оценить его знания, умения, навыки в соответствии со стандартом, дать знания о нормах поведения в школе, научить партнерским отношениям со сверстниками.

Итак, выделим несколько факторов, которые отличают взгляд на ребенка родителей и педагогов.

Для родителей индивидуальность ребенка – предмет постоянного изучения, гордости или разочарования, своих детских воспоминаний, сравнивания с собой в детстве, любовного отношения. Развитие ребенка – это главная задача родителей, но они часто действуют интуитивно, не обладая профессиональными знаниями и нередко теша свое тщеславие.

Оценивание ребенка родителями многосторонне, ревностно и субъективно в сравнении с оценкой ими других детей. В то же время оценка родителей больше опирается не на то, что знает ребенок, не на его поступок, а происходит в соответствии с его индивидуальностью (полом, биологическим возрастом и т.д.) в контексте всей истории развития ребенка, событий его жизни (болезни его и его близких, других стрессов и ярких впечатлений).

Защита ребенка от психогенных повреждающих факторов в основном ложится на родителей. Они хорошо знают индивидуальность своего ребенка. То, что не вредит психике одного ребенка, другому может нанести непоправимый ущерб.

Еще один важнейший фактор отношений между родителями и детьми – любовь. Любовь к ребенку – непреходящая ценность. Родители любят своих детей. Они могут любить и гордиться, любить и страдать, любить и жалеть. Они сердятся, ругают, наказывают – и при этом любят. Они прижмут, обнимут, погладят, поцелуют – и дадут ребенку чувство защищенности, веры в лучшее, понимания, прощения, принятия, надежды на помощь и участие. Родители всегда должны быть на стороне ребенка против трудностей жизни. Нельзя осуждать их за то, что они бросаются в бой за своего сына или дочку – на то они и родители.

Для педагогов индивидуальность ребенка – отправная точка для построения педагогического процесса и для коррекции отклонений от основного образовательного маршрута. Родители лучше знают индивидуальность своего ребенка. Они могут выстроить свои отношения с ребенком, воспитание и обучение в соответствии с его индивидуальностью. Но, не имея педагогических знаний и часто не имея опыта, они иногда не столько помогают ребенку, сколько мешают ему бессистемным, сумбурным использованием его индивидуальных особенностей или неумелыми действиями, направленными на «развитие» того, что ребенку пока не дано. Педагоги, в отличие от родителей, умеют использовать типологические особенности детей данного возраста, но недостаточно владеют знаниями об индивидуальности конкретного ребенка и зачастую не имеют возможности индивидуально работать с каждым ребенком в группе или классе.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Процесс развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...

Заключение.
Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии человеческого развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах че ...

Формы и причины школьной дезадаптации
Под адаптацией (от лат. Adapto - приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условия существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активно ...