Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности

Материалы » Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности

Страница 11

Г.Г. Шиханцев отмечает, что проводимыми в последнее время в судебной и криминальной психологии исследованиями определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования. На наш взгляд, приведенная им схема изучения психологической характеристики личности может относиться и к личности как налогового преступника, так и добросовестного налогоплательщика .

Он обращает внимание на тот факт, что составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо - обвиняемый) .

Анонсируемый Г.Г. Шиханцевым объем изучения личности выглядит следующим образом.

1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи.

2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

4. Внешние (физические) данные: лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).

5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т.д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т.д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

6. Образ жизни: семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т.д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т.д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т.д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т.д.).

7. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т.д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т.д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т.д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т.д.).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое по теме:

Психология судебных прений и судебной речи
Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ...

Методы принятия управленческих решений
К настоящему времени накоплено достаточно большое число методов выработки управленческих решений. Так, В.А. Лисичкин выделял три класса методов: - общенаучные (методы логического и эвристического характера: наблюдение, эксперимент, анал ...

Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике
В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных: 1) L-данные ( Life record data) , полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основны ...