недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала профильного обучения;
несформированность у значительной части школьников образовательных потребностей и запросов.
В рамках создавшейся ситуации, психологической службой кабинета профориентации межшкольного учебного комбината были определены следующие пути решения проблем на 2004-2007г.:
совершенствование информационно-методического, программно-методического обеспечения профессиональной работы;
усиление просветительской работы со школьной администрацией, родителями, по профессиональному самоопределению старшеклассников;
организация образовательного процесса, как в школе, так и вне ее, обогащение пространства самоопределения школьников за счет включения их в социально-воспитательные проекты;
усиление совместной работы кабинета профориентации межшкольного учебного комбината со школьными методическими кабинетами;
создание условий старшеклассникам для участия в профессиональных и профессионально-социальных пробах;
изучение и оценка индивидуальных особенностей учащихся на разных ступенях обучения для активизации внутренних психологических ресурсов личности и повышение уровня осознания готовности к выбору профессии;
целевое обучение педагогов, психологов для работы в профильных классах.
Для решения основных задач, администрацией и психологом межшкольного учебного комбината была разработана система повышения эффективности профориентационной работы с учащимися школ города через воспитательный проект «Выбор», где получили свое отражение идеи по организации и осуществлении профориентационной работы с детьми, начиная с дошкольного возраста на основе привлечения материально-технических, программно - методических и педагогических ресурсов Межшкольного учебного комбината. Проект был одобрен на городском методическом совете и принят к реализации с начала 2004 учебного года.
Главная роль в осуществлении целенаправленного управления работой по данному проекту была отведена кабинету профориентации, который выступили не только в качестве координатора работы по проекту «Выбор», но и организатором творческой площадки для школьных психологов по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников (прил. № 1). Так же нами был изучен спрос на тематику профориентационных мероприятий и предпочитаемые формы осуществления профориентационной работы с учащимися разных возрастов.
С учетом проведенной аналитической работы были составлены планы совместной работы на каждый год со всеми возрастными группами с привлечением специалистов различных профилей межшкольного учебного комбината.
В своей работе мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы работы: тренинги, спецкурсы, лекции, консультации, игры, беседы и т.д. Но хочется заострить внимание на профдиагностике. Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. Проведение профдиагностики достаточно трудоемко и школьный психолог не может выделить в своем рабочем графике на эту работу достаточного времени, поэтому направление этой работы с учащимися 8-11 классов в школе практически отсутствует или ограничивается проведением методик «Дифференциально-диагностического опросника» и «Карта интересов» с учащимися всего класса. На наш взгляд этих результатов не всегда достаточно и не всегда они проводятся в соответствии с правилами проведения диагностической работы, т.е. достоверность массовых результатов значительно ниже, чем результаты индивидуальной работы.
Другое по теме:
Понятие "музыкальные способности"
Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех лю ...
Виды одарённости
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - э ...
Сознание как предмет психологии
Представления о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая е ...