недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала профильного обучения;
несформированность у значительной части школьников образовательных потребностей и запросов.
В рамках создавшейся ситуации, психологической службой кабинета профориентации межшкольного учебного комбината были определены следующие пути решения проблем на 2004-2007г.:
совершенствование информационно-методического, программно-методического обеспечения профессиональной работы;
усиление просветительской работы со школьной администрацией, родителями, по профессиональному самоопределению старшеклассников;
организация образовательного процесса, как в школе, так и вне ее, обогащение пространства самоопределения школьников за счет включения их в социально-воспитательные проекты;
усиление совместной работы кабинета профориентации межшкольного учебного комбината со школьными методическими кабинетами;
создание условий старшеклассникам для участия в профессиональных и профессионально-социальных пробах;
изучение и оценка индивидуальных особенностей учащихся на разных ступенях обучения для активизации внутренних психологических ресурсов личности и повышение уровня осознания готовности к выбору профессии;
целевое обучение педагогов, психологов для работы в профильных классах.
Для решения основных задач, администрацией и психологом межшкольного учебного комбината была разработана система повышения эффективности профориентационной работы с учащимися школ города через воспитательный проект «Выбор», где получили свое отражение идеи по организации и осуществлении профориентационной работы с детьми, начиная с дошкольного возраста на основе привлечения материально-технических, программно - методических и педагогических ресурсов Межшкольного учебного комбината. Проект был одобрен на городском методическом совете и принят к реализации с начала 2004 учебного года.
Главная роль в осуществлении целенаправленного управления работой по данному проекту была отведена кабинету профориентации, который выступили не только в качестве координатора работы по проекту «Выбор», но и организатором творческой площадки для школьных психологов по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников (прил. № 1). Так же нами был изучен спрос на тематику профориентационных мероприятий и предпочитаемые формы осуществления профориентационной работы с учащимися разных возрастов.
С учетом проведенной аналитической работы были составлены планы совместной работы на каждый год со всеми возрастными группами с привлечением специалистов различных профилей межшкольного учебного комбината.
В своей работе мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы работы: тренинги, спецкурсы, лекции, консультации, игры, беседы и т.д. Но хочется заострить внимание на профдиагностике. Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. Проведение профдиагностики достаточно трудоемко и школьный психолог не может выделить в своем рабочем графике на эту работу достаточного времени, поэтому направление этой работы с учащимися 8-11 классов в школе практически отсутствует или ограничивается проведением методик «Дифференциально-диагностического опросника» и «Карта интересов» с учащимися всего класса. На наш взгляд этих результатов не всегда достаточно и не всегда они проводятся в соответствии с правилами проведения диагностической работы, т.е. достоверность массовых результатов значительно ниже, чем результаты индивидуальной работы.
Другое по теме:
Взаимосвязь одарённости и адаптации человека
По данным многочисленных исследований, дальнейшее развитие одарённых детей может протекать по-разному. Один из наиболее часто встречающихся вариантов - это постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Поэтому в отно ...
Психология постановления и исполнения приговора
Постановление приговора — последняя часть судебного разбирательства. Совещание судей по постановлению приговора — деятельность формально-неформальной группы. С одной стороны, совещание обязательно должно разрешить определенный перечень во ...
Психическое воздействие
Согласно тесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогенной возбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающий характер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. ...