Роль учебно - методического кабинета профориентации в профессиональном самоопределении учащихся

Материалы » Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников » Роль учебно - методического кабинета профориентации в профессиональном самоопределении учащихся

Страница 3

По структурным компонентам формы и методы профориентации можно разделить на три группы: формы и методы ознакомительной профориентационной работы; формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии; методы изучения личности школьников в целях профориентации.

Невозможно поднять профориентационную работу в школе на новый, качественный уровень, не создав научно-обоснованной системы управления профориентацией школьников, центральную часть которой составляет работа кабинета профориентации.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения является обеспечение условий для полноценного развития школьников и может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

В кабинете собирается и хранится результат систематических наблюдений за развитием интересов и склонностей учащихся, их профессиональных намерений в целях выработки обоснованных рекомендаций относительно продолжения образования и трудоустройства выпускников.

Межшкольный учебный комбинат - единственное учебное заведение, которое занимается вопросами допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовкой учащихся 7-11классов, просвещением в области профориентации учащихся школ г. Гая. Кабинет профессиональной ориентации, как орган методической и практической работы по профориентации выполняет функции информационного центра, где накапливается и хранится информационный материал для практической работы по профориентации; справочно-консультационного центра, обслуживающего учащихся и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства; центра, на базе которого проводятся занятия по профориентации с учащимися, а также работа с родителями, педагогами и другими лицами, которые принимают участие в профориентационной деятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников:

мониторинг интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся старшей школы;

анкетирование учащихся и построение моделей самоопределения школьников;

создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;

повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

Проведенный анализ результатов деятельности кабинета профориентации межшкольного учебного комбината, активности школьных психологических служб по осуществлению профориентационной работы за период с 2001-2004 год, результатов диагностической работы по определению уровня подготовленности выпускников к дальнейшему обучению показал, что главной проблемой старшеклассников является низкий уровень готовности выпускников школ к осознанному выбору профессии, несформированность потребностей и способностей к постановке жизненных целей.

Таким образом, были определены факторы, тормозящие процесс самоопределения школьников в старших классах:

перегрузка обязательными школьными занятиями и домашними заданиями;

отсутствие систематической профориентационной работы в школах в связи с низкой заинтересованностью школьной администрации, родителей, классных руководителей;

недостаточная информированность учащихся о мире профессий, неспособность соотносить свои профессиональные потребности с психофизиологическими возможностями;

незнание учащихся самих себя, неумение разобраться в своих интересах и склонностях;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Структурный анализ
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь ...

Развитие советской психотехники
Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладн ...

Воля как фактор самовоспитания
ВОЛЯ – сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по сл ...